Таракановский фортМчатся автомобили мимо старинного города Дубно, пролетают первое за городом селом Тараканов и берут разгон дальше на запад. Но мы уверены, что как бы они не спешили, а обратили бы с центрального шоссе и поехали бы чуть примечательной дорогой влево, если бы знали, какой интересный объект там расположен. 

Если проехать по этой дороге около двухсот метров и вернуть немного вправо - вы окажетесь у бетонного входа в военный объект, произведение инженерного искусства - Таракановский форт. Если пройти через этот вход, можно увидеть каменные сооружения, которые поражают своей монументальностью, своими толстыми стенами, своей оригинальной архитектурой.
И, пожалуй, мало кто задумывается, посещая это место, о том, кто же подвозил сюда строительные материалы, кто аккуратно, кирпич к кирпичу вкладывал, сводя толстенные стены.

Таракановский форт фото
Посетители обязательно обошли бы это сооружение вокруг, а затем поднялись бы по лестнице наверх. И они обязательно захотели бы узнать, что это за здание, когда оно была возведено, и для какой цели? Почему она сейчас в запущенном состоянии? Словом, у них возникло бы море вопросов. Но точного ответа на них не получили, потому что здесь, на этой территории, редко кто бывает из местных жителей, которые могли бы хоть немного приоткрыть тайны сооружений. А если и встретились бы проезжие с местными жителями, то, мы уверены, мало кто из них, особенно молодых, дал бы исчерпывающие ответы на поставленные выше вопросы. Пожалуй, ответы на них следует начать искать с раскрытия такой интересной темы, как история строительства форта.


История строительства форта.

Во второй половине XIX века царское правительство решило укрепить западные рубежи Российской империи. С этой целью решено было укрепить Брест-Литовск после того, как мимо этой крепости проложили железную дорогу на Варшаву. Должны быть построены укрепления при входе в Днепровский лиман у Очакова и Кинбурна. По инициативе Е. И. Тотлебена - военного инженера-фортификатора, генерала, были проведены обследования в Венском и Киевском военных округах для выбора наиболее выгодных пунктов, занятия которых было бы препятствием врагу, который вторгся бы и захотел бы воспользоваться железной дорогой и другими важными путями. Рекогносцировки (этап работ, цель которого-выбор места расположения) проводились возле Ровно, Белостока, Гродно, Проскурова, Дубна и верхней части долины Днестра. Тотлебен посетил эти пункты, дал соответствующие указания по разработке проектов запланированных здесь новых фортификационных сооружений.
Особое совещание о стратегическом положении России определило для строительства: Осовец, форты в Варшавском военном округе, Очаковские укрепления и форт у Дубна, на что, по расчетам, надо было 37000000 рублей.
Окончательно место для форта выбрали на одном из небольших холмов, в каких-то 6 километрах юго-западнее города Дубно, за селом Тараканов. Рядом протекала река Иква с болотистыми берегами, с юго-восточной стороны в некоторой степени защищал бы форт от наступления врагов. Форт прикрывал бы и строящиеся железную дорогу Здолбунов-Радивилов, и старинный путь Корец - Острог - Дубно - Радивилов. Гарнизон форта определялся примерно в тысячу человек.


Первым начальником строительства форта стал автор проекта, инженер-полковник Борисов. Строители начали с тяжелых и трудоемких земляных работ. Тысячи жителей окрестных деревень и городков возили тачками, телегами, носили носилками землю. Работали с раннего утра до поздней ночи, а за изнурительную работу получали мизерную плату.
Наращивание этого горба началось в начале 1860-х годов. Потом стали копать обводные рвы. Эти земляные работы завершены где то в течение десяти лет. Именно тогда заканчивалось строительство железной дороги между Дубно и Бродами, проходившей под самим строением.
Железной дорогой доставляли кирпич, цемент, песок, другие стройматериалы. Позже на пост начальника строительства назначили инженер-полковника Беликова. К 1880 году было завершено основные работы, что стало значительным событием для всего Юго-Западного края России, в состав которого входила и территория нынешней Ровенской области. Начальство, которому подчинялся форт, поспешило об этом событии сообщить Александра III. Царская семья лично осматривала форт 1890.


Аж 105 казематов.

Сооружение представляло собой земляные брустверы для полевых орудий с рвом шириной в 20 м и глубиной в 3,5 м., заполненным водой. Фланкирующих укрепление имело целью поражать врага в «мертвой зоне» между фортом и железной дорогой. На склонах первого земляного вала (эскарпа) - бетонные площадки для пушек. С рва, который отделял 1-й и 2-й земляные валы, есть выходы под первым валом, по которым защитники форта по тревоге могли занимать места у орудий и пулеметов на склонах вала. Сам форт имел форму ромба: 180x220 метров. Оборонная кирпичная стена толщиной до 4 метров была сверху засыпана землей.

Таракановский форт фото


1-й и 2-й земляные валы разобщены рвом шириной 13 м. Длина каждой из четырех сторон рва 200-240 метров. Стены рва прочно укреплены бетоном и кирпичной кладкой. В этом сухом рву было установлено трехрядную металлическую решетку. Перед главным входом - железный выдвижной мост. С рва в центральную часть форта, в казармы под вторым земляным валом было 4 подземных входа с юга, востока, севера, запада.
В центре форта - двухэтажная казарма, стены которой поражают толщиной и прочностью. Она удалена от двухэтажных казематов полосой в 10 м. В казарме, которая напоминает эллипс (наибольший диаметр 80м), расположились солдаты и унтер - офицеры. А с севера несколько казематов на 2-м этаже были приспособлены для комнат дежурных офицеров. На 1-м этаже - казематы, которые служили складскими помещениями. Всего в форте насчитывалось 105 казематов, 35 из них - жилые.



Таракановский форт, фото 2015 г.
Основной земляной ход в казарму вел с востока. Бойницы с обеих его сторон были построены под определенным углом к входу. Это давало возможность уничтожить врага, если он прорвался бы внутрь. Во 2-м земляном вале на разных горизонтах - подземные коридоры, которые опоясывали секциями по периметру центральную казарму. Из этих коридоров есть выходы на внешние скаты 2-го вала, то есть на огневые позиции.
На территории форта были колодцы с вмурованными в их стены рейками, с помощью которых по специальным лоткам лебедками поднимались из подземелья боеприпасы. Автор проекта предусмотрел строительство трех глубоких колодцев для воды, что давало возможность оборудовать водопровод. Была здесь и канализация. В 1899 году появилось электроосвещение, форт был телефонизирован.


После, принятия комиссией форта тут расположилась артиллерийская крепостная рота, командиром которой был штабс-капитан Подгрузький. На вооружении форта было десять 6 - дюймовых (152-мм) пушек с дальностью стрельбы в 9-13 км. Они предназначались для борьбы с тяжелой вражеской артиллерией; было 8 легких орудий, восемь 57 мм пушек, 10 трехлинейных пулеметов, 4 и 10 полупудовых мортир. Это оружие служило для ведения ближнего боя. Всего в форте было 40 пушек и 10 пулеметов.


Бои за форт.

В 1905 г. здесь расположился гарнизон, состоявший из артиллерийской и двух пехотных рот, солдаты которых страдали от притеснений офицеров. В этом же году, после восстания солдат, гарнизон расформировали. С форта сделали тюрьму для военных.
В 1915 году, в начале Первой мировой войны, российские войска отступили из форта, и без боя сдали его австрийской армии.
В 1920 г. форт удерживали поляки, под командованием майора Матчинского оборонялись от армии Буденного.
В течение Второй мировой войны бои за форт не велись, а после окончания войны форт утратил свое назначение.


Состояние - аварийное!

Шли десятилетия. Форт пустовал. Была попытка устроить здесь склад. А в марте 1983 года форт обследовала бригада киевских спелеологов, работающих при Украинском обществе охраны памятников истории и культуры. Они осмотрели объект, определили состояние наземных и подземных сооружений, составили топографические планы.
Было обнаружено, что земляной вал, который окружает форт, рядом порос деревьями и кустами. Двухэтажная казарма, в центре форта, местами сохранилась хорошо, местами состояние ее аварийное. Крыша в хорошем состоянии, прочно покрыта битумом. Однако в доме отсутствуют водоотводные трубы, талая вода ранней весной и поздней осенью, попадая в трещины, ночью замерзает и разрывает кирпичную кладку. Арки второго этажа в аварийном состоянии. Внутренние помещения сухие, в основном чистые. Дом казармы требует срочного капитального ремонта.


В хорошем состоянии один наземный и два подземных этажа внешнего обвода. В коридорах есть 3 подземные колодцы, 2 из них засыпаны землей и обломками кирпича.
Сейчас форт в плохом состоянии, с каждым днем разрушается. Такое впечатление, что это произведение военно-инженерного искусства никому не нужно. Официально форт принадлежит Министерству обороны Украины.

Написано на основе брошюры Бухала Гурия Васильевеча "Форт над Иквой".

Как доехать?

Таракановский форт расположен в селе Тараканов, в 5 километрах от Дубно. Поэтому с Дубно можно доехать на такси или маршрутках которые едут в сторону Радивилова. Сразу за знаком, который информирует об окончании населенного пункта "Тараканов" нужно повернуть налево, и по грунтовой дороге пройти еще около 200 метров.
Из Киева можно доехать по железной дороге в г. Дубно, а потом сделать так как написано в предыдущем абзаце.

 

Интересные факты:

1. Находясь в форте будьте очень внимательными, чтобы не попасть в открытый колодец или иную ловушку. Возьмите с собой фонарик. А лучше всего посетить форт вместе с экскурсоводом (это гораздо интереснее и безопаснее).

2. Местные жители говорят, что иногда из форта слышно звуки взрывов и голоса солдат.

3. Таракановский форт появится в компьютерной игре от украинской компании Vostok Games. По сюжету игры, локация Таракановский форт будет выполнять роль места поселения людей, выживших после катастрофы. Несколько скриншотов с сайта opengamer.com.ua.

фортТаракановский форт   

4. Некоторые сцены фильма Олеся Санина «Поводырь, или Цветы имеют глаза» (2014год), отснятые в Таракановском форте.Таракановский форт в фильме

 

4.8125 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.81 (16 Голосов)

Коментарі:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить